С 1 июля 2018 года масштабные изменения произошли не только в законе о контрактной системе, но и в закупках крупных компаний с государственным участием.
Мы разобрались с последними изменениями закона 223-ФЗ 2018 года, комментариями экспертов и подготовили для вас статью.

Положение о закупках

Этот документ должен быть серьезно переработан: в него нужно включить условия проведения конкурентных и неконкурентных способов проведения торгов. К конкурентным относятся:
  • аукцион;
  • конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.
Последние два способа ранее в законе не использовались.
Заказчик может предусмотреть иные виды закупок, если они не будут противоречить 223-ФЗ.
Форма проведения тендеров – электронная, если заказчик не предусмотрит иное в своем положении о закупках, с одним ограничением: конкурентные закупки у малого бизнеса проводятся только в электронном виде.
Подробное описание процедуры проведения неконкурентных видов закупки товара по 223-ФЗ (в том числе закупка у единственного поставщика) также должно быть включено в положение о закупках.
В новой части 6.1 ст.3 закона изложены правила описания предмета закупки в конкурсной документации.
Закон прямо запрещает упоминать в техзадании определенный товарный знак, фирменное наименование и т.д., если это приведет к ограничению количества участников.
Если торговая марка все же используется в описании, то необходимо добавлять «или эквивалент». Это правило в некоторых случаях можно не выполнять, например, если нужно закупить запчасти к оборудованию или механизмам определенной марки, или если уже имеющееся у заказчика оборудование совместимо только с товарами определенного производителя и в некоторых других.

Конкурентная закупка

С 1 июля 2018 года в закон вошли сразу несколько новых статей.
В ст. 3.2 описываются особенности конкурентных закупок. Например, у участников появилась возможность направить заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Заказчик обязан в течение 3 рабочих дней ответить на него и разместить ответ в ЕИС.
Отменить закупку заказчик может только до окончания срока приема заявок, после этого – только в случае форс-мажора.
Документация о закупке должна быть разработана комиссией и размещена в ЕИС, без конкурсной документации может проводиться только запрос котировок на ЭТП.
В законе 223-ФЗ с изменениями 2018 года появилось также понятие протокола, а также введены требования к его содержанию. Протокол может быть промежуточным – составляться в ходе проведения закупки, и итоговым.
На подписание договора дается 10 дней, он не может быть подписан ранее 10 и позднее 20 дней с момента размещения итогового протокола.
Заказчик может установить в документации необходимость обеспечения заявки поставщиком, но только если начальная цена договора превышает 5 млн. рублей, размер такого обеспечения не может быть выше 5%.

Электронная конкурентная закупка

Условия проведения закупки госкорпорациями на ЭТП изложены в следующей статье – 3.3.
Электронная форма торгов предусматривается в качестве приоритетной, однако у заказчика есть возможность установить иное в своем положении о закупках.
При работе на ЭТП все участники торгов должны использовать квалифицированную электронную подпись, ранее такого требования в законе не было.

Закупки у малого бизнеса

Отдельная статья (ст.3.4) посвящена закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства. Как уже было сказано, торги с такими участниками могут проходить только в электронном виде.
Проводиться они должны на федеральных площадках для госзаказа. Процедура обязательно должна быть конкурентной, то есть заказчик должен выбрать аукцион, конкурс, запрос котировок или запрос предложений.
Реализация этой статьи отложена до 1 октября 2018 года, то есть момента, когда должны быть утверждены новые электронные площадки.
Изменить свои Положения о закупке в соответствии с законом заказчики должны до конца 2018 года.