К полномочиям Федеральной антимонопольной службы, помимо всего прочего, относится контроль над сферой закупок товаров, услуг и работ. Действительно, в процессе торгов права участников нередко нарушаются заказчиками, что проявляется в необоснованном отклонении заявок, выдвижении незаконных требований или ограничении конкуренции. Это происходит либо по причине незнания заказчиком законодательства, либо намеренного ограничения действий участников в своих интересах. В таких случаях жалобы в ФАС являются незаменимым инструментом восстановления прав участников.

Основания для подачи жалобы

Поскольку важнейшим параметром рассмотрения жалобы, а затем признания ее обоснованной или необоснованной является основание для жалобы, заявителям следует внимательно продумать содержание этого пункта. Согласно действующему законодательству, в качестве основания для подачи жалобы в ФАС могут быть указаны следующие:

  • Отсутствие размещенной информации о закупке в Единой информационной системе, о вносимых в нее изменениях или нарушение сроков размещения;
  • Требование к участникам закупки о предоставлении документов, не прописанных в конкурсной документации;
  • Проведение закупок по 44-ФЗ (для государственных и муниципальных нужд) в отсутствие размещенной информации о них в Единой информационной системе;
  • Отсутствие в Единой информационной системе размещенной заказчиком информации об объемах годовых закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, или размещение недостоверной информации.

Что в нее включено?

Еще одним важным моментом при подаче заявок является полнота изложенной в ней информации. Вот перечень сведений, которые жалоба должна содержать:

  1. Полные контактные данные заказчика, организатора, оператора ЭТП или комиссии, действия которых обжалуются;
  2. Название контрольного органа, куда направляется жалоба, с полными контактными данными;
  3. Контактные данные заявителя;
  4. Указание на обжалуемые торги, на адрес сайта, если размещение их в сети Интернет прописано в законодательстве;
  5. Указание на обжалуемые действия или бездействия субъекта;
  6. Основание для жалобы и доводы;
  7.  Документы, подтверждающие указанные доводы.

В какой форме подается жалоба?

Жалоба в ФАС может быть подана в печатном виде посредством почтовой связи, через факс, или в электронном виде посредством электронной почты. Однако, как показала практика, жалоба, поданная через электронную почту, должна быть подтверждена электронной подписью. Жалоба обязательно должна быть подписана заявителем или уполномоченным лицом, чьи полномочия подтверждены соответствующими документами.

В каких случаях жалоба возвращается

Приводимые заявителем доводы имеют большую значимость, поскольку в случае недостаточно веских обоснований жалобы, она может быть возвращена заявителю. Это возможно в следующих случаях:

  1. Жалоба не содержит каких-либо обязательных сведений;
  2. Отсутствует подпись заявителя или уполномоченного лица;
  3. Отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу;
  4. Вступление в силу судебного акта, содержащего доводы в пользу правоты субъекта, чьи действия/бездействия обжалуются;
  5. Антимонопольным органом принято решение о признании жалобы необоснованной.

Каковы сроки подачи жалобы?

В зависимости от субъекта торгов, действия которого обжалуются заявителем, сроки подачи жалобы могут отличаться. Приведенная ниже таблица содержит информацию о сроках подачи жалобы заявителем и ее рассмотрения органом ФАС


Наименование жалобы

Срок

Жалоба на действия организатора

В течение 10 дней со дня подведения итогов торгов

Жалоба на действия организатора, если договор не заключен

В течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов

Жалоба на действия/бездействия ЭТП, связанные с аккредитацией участника на ЭТП

В течение 30 дней со дня совершения обжалуемых действий/бездействий

Срок рассмотрения жалобы в ФАС по формальному признаку и принятие решения или направление в другой территориальный орган

В течение трех рабочих дней после поступления жалобы

Рассмотрение жалобы по существу

В течение 7 рабочих дней со дня получения жалобы

Направление решения о жалобе

В течение 3 рабочих дней

Обжалование предписания или решения

В течение трех месяцев со дня принятия решения/выдачи предисания