Государственные закупки признаны одной из наиболее динамично развивающихся сфер российской экономики. Согласно официальной статистике,  на участие в каждой из закупочных процедур по 44-ФЗ в 2016 году  в среднем было подано более 4 заявок. Законодательное регулирование также не стоит на месте, и с начала 2017 года закон о госзакупках дополнился важными положениями. О наиболее значимых из них мы расскажем в статье ниже.

Новые требования к планам-графикам

Первое, о чем следует сказать - это введение идентификационного кода закупки. Данный код присваивается каждой закупке и представляет собой номер длиной в 36 знаков. Цифровой ряд делится на разряды – каждый из них, в свою очередь, соответствует году размещения тендера, идентификационному номеру заказчика, порядковому номеру в плане закупок и другим параметрам. Идентификационный код обязательно должен указываться в плане-графике.


Другим важным нововведением стало наложение запрета на проведение закупок вне плана-графика. Если ранее запрет был регламентирован статьями Бюджетного кодекса, то с января 2017 года реализация закупок, не включенных в план-график, регулируется КоАП РФ. В соответствии с ч.1.6 ст.7.30, должностных лиц в таком случае ожидает штраф в размере 30 тысяч рублей.

Дополнительные рамки для поставщиков

Начиная с 2017 года, участник госзакупки, помимо прочего, обязан декларировать, что

  1. участник (а именно – руководитель  или члены коллективного исполнительного органа, бухгалтер) не имеет судимости по экономическим преступлениям;
  2. участник не был лишен права занимать должность или вести деятельность, связанную с объектом закупки;
  3. участник в течение последних двух лет не привлекался к административной ответственности.

Изменения в правилах закупки у единственного поставщика

Во-первых, вступило в силу постановление Правительства № 587, в соответствии с которым изменяется список товаров, услуг и работ для закупки у единственного поставщика организациями уголовно-исполнительной системы. Помимо добавленных пунктов, в новой редакции отсутствуют пометки о закупках только для нужд УИС, ФССП и оборонного заказа.


Во-вторых, требованиями Федерального закона №320-ФЗ  о внесении поправок в 44-ФЗ договор на лечение гражданина России с иностранными организациями также становится предметом закупки у единственного исполнителя.

Контроль над закупками

Изменения в 44-ФЗ закрепили обязательное общественное обсуждение тендеров, начальная цена которых превышает 1 миллиард рублей. Законом, однако, предусмотрен ряд исключений, а именно:

  • для закрытых закупочных процедур;
  • для государственного оборонного заказа;
  • для закупок, проводимых повторно, после признания аукциона, конкурса или запроса предложений несостоявшимся;
  • для запроса котировок по выбору подрядчика для ликвидации последствий ЧС.

В качестве другой формы контроля в сфере закупок установлен порядок проведения мониторинга. Суть данной процедуры – наблюдение, сбор информации и систематизация данных о проведении закупок, включая реализацию планов-графиков. Мониторинг осуществляется посредством ЕИС органом исполнительной власти в сфере закупок, а составленный по его итогам аналитический отчет направляется Правительству РФ.


Нововведения предписывают новые полномочия для Федерального казначейства и органов управления внебюджетными фондами. В частности, они имеют право осуществлять контроль за соответствием в закупочной документации, планах закупок, протоколах и проектах договора информации касательно

  • объема финансирования закупки,
  • объема финансового обеспечения закупок,
  • идентификационного кода.

Новые возможности Единой информационной системы

Кроме функций по размещению и хранению информации, закрепленных ранее за ЕИС, у системы появляются новые функции по контролю за соответствием информации о закупках в планах-графиках, проектах контрактов, извещениях и протоколах. Так же стоит обратить внимание на то, что для работы в системе заказчикам необходимо пройти перерегистрацию.

Переход ГУПов и МУПов на 44-ФЗ

Также с начала 2017 года под действие закона о госзакупках подпадают государственные и муниципальные унитарные предприятия.  Исключения составляют два случая:

  • если закупки проводятся за счет безвозмездно передаваемых грантов, в том числе – от иностранных организаций;
  • если предприятие привлечено в качестве исполнителя контракта.

Профессиональное образование для специалистов по закупкам

Профстандарты для контрактных управляющих, предусмотренные ранее ст. 112 44-ФЗ, стали обязательными. Теперь в качестве специалиста по организации закупочной деятельности может быть исключительно управляющий, имеющий высшее или дополнительное образование в сфере закупок.