Известная бизнес-аксиома: качество работы любого подрядчика во многом зависит от грамотно составленного технического задания. Это правило распространяется и на взаимодействие разных звеньев внутри одной компании, и на работу со сторонними организациями. Наглядным примером могут служить госзакупки, в которых ТЗ является обязательной составляющей тендерной документации.

Что такое ТЗ и что в него включается

Техническое задание – более распространенное и допустимое наименование главы закупочной документации, которая в законе 44-ФЗ именуется описанием объекта закупки. Еще одно возможное название данного раздела – спецификация. В каком-то смысле ТЗ является самой важной частью – в нем прописываются конкретные требования к закупаемому товару, работе или услуге (ТРУ).  


Главное требование – объективность, отсутствие в ТЗ завышенных требований, которые влекут за собой искусственное отсеивание участников. Согласно статье 33, в составе спецификации могут быть

  • характеристики ТРУ – функциональные, технические, качественные, при необходимости – эксплуатационные;
  • приложения: чертежи, эскизы и фотоматериалы;
  • условия тестирования и методы испытания;
  • данные о предоставлении макета или образца, если таковой предусмотрен условиями закупки;
  • гарантийные показатели;
  • торговое наименование, если речь идет о закупке лекарственных препаратов.

Чего НЕ должно быть в описании объекта закупки

В то же время в техническое задание не могут быть включены требования

  • к определенным товарным знакам, торговым маркам и фирменным наименованиям
  • к месту производства товара или наименованию производителя;
  • к квалификации производителя, производственным возможностям и деловой репутации;
  • которые повлекут за собой отсеивание участников, исключая случаи, когда нет альтернативного способа точно описать объект закупки.

Рекомендации: как составить техническое задание по 44-ФЗ

На основании вышеописанных правил, можно вывести ряд рекомендаций по составлению описания объекта закупки – такого, которое будет отвечать требованиям закона и будет доступно для понимания участникам закупки.

  1. Указывайте минимум или максимум. Если у закупки есть какие-либо количественные характеристики, можно указать их минимальное или максимальное значение.
  2. Не забывайте прописать состояние товара. В 44-ФЗ указано, что поставляемый товар априори должен быть новым, если иное не предусмотрено описанием закупки. Поэтому лучшим вариантом для заказчика будет прописать этот пункт.

Пропишите обоснование закупки товара определенной марки. Закон обязывает добавлять фразу «или эквивалент», если в ТЗ указан конкретный товарный знак. Если же ваш товар или услуга специфичны и совместимым с ними является лишь определенный круг ТРУ, лучше написать об этом.