Открытый конкурс – второй по частоте проведения способ определения победителя в госзакупках – до сих пор вызывает скепсис у многих поставщиков. Некоторые  приводят в довод сложность составления заявки, другие – большие требования, предъявляемые к участникам. Мы поспешим рассказать подробнее об особенности открытого конкурса по 44-ФЗ, дабы разрушить эти мифы.

Когда проводят открытый конкурс

Согласно 44-ФЗ, открытый конкурс – это такая форма определения поставщика товаров, услуг или работ, при которой сведения о закупке публикуются в ЕИС и доступны неограниченному числу лиц, а победителем становится участник, который выдвинул наилучшее предложение по условиям исполнения госконтракта.


Открытый конкурс проводят в тех случаях, когда стоимость контракта уходит на второй план по отношению к качественным характеристикам предмета закупки и квалификации исполнителя. Некоторые эксперты утверждают, что эта форма проведения закупки является априорной – если специальных требований к процедуре нет, выбирают открытый конкурс.

Основные этапы процедуры

0.На предварительном этапе заказчик готовится к проведению конкурса – разрабатывает общую концепцию, формирует комиссию, разрабатывает положение о ее работе и прочее (минимум 20 дней до окончания подачи заявок)


1.Далее разрабатывается конкурсная документация. Заказчик может сделать это самостоятельно или привлечь к работе специализированную организацию.


2.В единой информационной системе публикуется извещение о проведении открытого конкурса (минимум 20 дней до вскрытия заявок). Вместе с этим заказчик вправе опубликовать его на каком-либо Интернет-сайте, но не вместо извещения в ЕИС.


3.Начинается прием конкурсных заявок и их регистрация в журнале. Заявки могут  иметь вид печатных или электронных документов – в зависимости от выбранной заказчиком формы. Статья 51 закона 44-ФЗ содержит перечень возможных пунктов заявки и обращает внимание, что заказчик не имеет права требовать предоставления дополнительной информации, выходящей за рамки этого списка. Прием заявок длится до обозначенной даты, и если к этому времени не поступила ни одна или поступила только одна заявка – конкурс придется признать несостоявшимся.


4.Получение доступа к заявкам – файлам, если они поданы в электронном виде, или распечатка конвертов, если заявки бумажные. На эту процедуру уполномочена конкурсная комиссия, она же вносит факт вскрытия в протокол. Помимо этого, для участников закупки или их представителей обеспечивается возможность присутствия в момент вскрытия.


5.Заявки оцениваются по параметрам, прописанным в КД (максимум – в течение 20 дней после вскрытия). Участник, заявка которого в наибольшей степени соответствует требованиям, получает первый номер. Результаты также вносятся в протокол, который публикуется в ЕИС.


6.Последний этап – это заключение контракта. Перед подписанием в него вносятся условия, которые были выдвинуты победителем. При некоторых обстоятельствах стороны могут отказаться от его заключения.

Взвесим плюсы и минусы

Как и любая закупочная процедура, открытый конкурс обладает некоторыми преимуществами и ограничениями. Рассмотрим обе стороны этой медали.


Достоинства:

  • Ценовой параметр является не главным, учитываются и квалификации участника. Это дает большие возможности для заключения сделки опытным организациям.
  • Возможности есть и у молодых компаний, которые могут предложить уникальное решение проблемы заказчика.
  • С точки зрения заказчика, организация открытого конкурса упрощается тем, что часть полномочий можно передать специалистам.  
  • По итогам исполнения контракта можно получить наиболее качественные товары и услуги.

Ограничения:

  • В сравнении с некоторыми формами (аукцион, запрос котировок) конкурс можно назвать более сложным видом закупочной процедуры.
  • Конкурс имеет большую продолжительность.
  • Решения комиссии зачастую вызывают несогласие со стороны участников.
  • Ошибки, допущенные в конкурсной документации, могут стать фатальными для всей процедуры.

Подводя общую черту, скажем, что, несмотря на всю сложность и многоэтапность процедуры открытого конкурса, такая форма по-прежнему остается одной из приоритетных для заказчиков. Главная причина состоит в том, что конкурс дает возможность заранее ознакомиться с квалификацией поставщика и оценить качество его предложения.