Если вы новичок в закупках и у вас нет списка надежных заказчиков, или, напротив, опытный участник, но решили расширить перечень контрагентов, очень важно знать, как определить надежного заказчика.
Выявление заказчика-мошенника или «серых схем» поможет сохранить время и, в некоторых случаях, деньги.

Аналитика на Инитпро|тендеры

Аналитические отчеты на Инитпро|тендеры помогут определить нужного заказчика, а также провести анализ деятельности уже выбранного.
Если у вас установлен тариф «Победитель», сформируйте отчет «Топ-20 заказчиков», данные можно получить по региону, по отрасли или ключевым словам.


В результате вы получите информацию о 20 крупнейших заказчиках по выбранным параметрам.
Так, например, за первое полугодие 2018 года в Свердловской области было заключено контрактов на клининговые услуги более чем на 440 миллионов рублей. Основными заказчиками были и крупные хозяйственные общества, и бюджетные учреждения, и государственные органы.


Если вы выберете определенного заказчика из сформированного списка, то сможете узнать его контактные данные, проанализировать основных поставщиков и все закупки, которые были проведены за выбранный период.
Добавляйте выбранного заказчика в «Мои заказчики» и отслеживайте его закупки.
Также можно сформировать аналитический отчет по планам закупок.
Выберем организацию из списка, например, самого крупного местного заказчика клининговых услуг – Уральский Федеральный Университет им. Б.Н. Ельцина и сформируем отчет по планам закупок.


Из отчета понятно, что заказчик запланировал на 2018 год несколько закупочных процедур в разные даты.
Далеко не всегда поставщик готов взяться за большой заказ. Наряду с многомиллионными тендерами, например, как у Сбербанка, заказчики размещают совсем небольшие закупки:


Впрочем, вне зависимости от суммы закупки поставщик рискует столкнуться с непроверенными заказчиками и откровенными мошенниками.
Больше информации о том, как настроить аналитику, в нашей статье.

Как избежать мошенников и «серых схем»

Как правило, мошеннические схемы используются при проведении коммерческих торгов или торгов по 223-ФЗ.
Один из самых распространенных сценариев: заказчик регистрируется на ЭТП, размещает информацию о закупке. Выгодные условия привлекают нескольких участников, они подают заявку и вносят обеспечение, после этого заказчик перестает выходить на связь.
На что нужно обратить внимание, чтобы не стать жертвой мошенников, мы рассказали в отдельной статье.
Однако откровенно преступные схемы встречаются довольно редко, намного чаще происходят ситуации, когда заказчики разными методами пытаются сузить круг участников, для того, чтобы в торгах победил нужный поставщик.
Уловок может быть несколько:
  1. Усложнение поиска конкретной закупки: написание названий с орфографическими ошибками, указание неверного кода товара, работы, услуги, неточное название объекта и т.д.;
  2. Невыполнимые условия выполнения работ, оказания услуг или несуществующие характеристики товаров и т.д.; 
  3. Разница в объеме или качестве товаров, работ в извещении и техническом задании и т.д.
Впрочем, в любом из этих случаев заказчик может совершить ошибку невольно. Обратитесь к нему за разъяснениями, после чего станет очевидным, насколько заказчик готов исправлять неточности.
В этой ситуации решение за поставщиком: участвовать в таком тендере и бороться или выявить схему и пройти мимо.
Лучше принять решение заранее, еще до подачи заявки. На что нужно обратить внимание при выборе заказчика в первую очередь, читайте в нашей статье.