Открытый конкурс – второй по частоте проведения способ определения победителя в госзакупках – до сих пор вызывает скепсис у многих поставщиков. Некоторые приводят в довод сложность составления заявки, другие – большие требования, предъявляемые к участникам. Инитпро|тендеры расскажет подробнее об особенности открытого конкурса по 44-ФЗ, дабы разрушить эти мифы.
Когда проводят открытый конкурс
Согласно 44-ФЗ, открытый конкурс – это такая форма определения поставщика товаров, услуг или работ, при которой сведения о закупке публикуются в ЕИС и доступны неограниченному числу лиц, а победителем становится участник, который выдвинул наилучшее предложение по условиям исполнения госконтракта.
Открытый конкурс проводят в тех случаях, когда стоимость контракта уходит на второй план по отношению к качественным характеристикам предмета закупки и квалификации исполнителя. Некоторые эксперты утверждают, что эта форма проведения закупки является априорной – если специальных требований к процедуре нет, выбирают открытый конкурс.
Основные этапы процедуры
0.На предварительном этапе заказчик готовится к проведению конкурса – разрабатывает общую концепцию, формирует комиссию, разрабатывает положение о ее работе и прочее (минимум 20 дней до окончания подачи заявок)
1.Далее разрабатывается конкурсная документация. Заказчик может сделать это самостоятельно или привлечь к работе специализированную организацию.
2.В единой информационной системе публикуется извещение о проведении открытого конкурса (минимум 20 дней до вскрытия заявок). Вместе с этим заказчик вправе опубликовать его на каком-либо Интернет-сайте, но не вместо извещения в ЕИС.
3.Начинается прием конкурсных заявок и их регистрация в журнале. Заявки могут иметь вид печатных или электронных документов – в зависимости от выбранной заказчиком формы. Статья 51 закона 44-ФЗ содержит перечень возможных пунктов заявки и обращает внимание, что заказчик не имеет права требовать предоставления дополнительной информации, выходящей за рамки этого списка. Прием заявок длится до обозначенной даты, и если к этому времени не поступила ни одна или поступила только одна заявка – конкурс придется признать несостоявшимся.
4.Получение доступа к заявкам – файлам, если они поданы в электронном виде, или распечатка конвертов, если заявки бумажные. На эту процедуру уполномочена конкурсная комиссия, она же вносит факт вскрытия в протокол. Помимо этого, для участников закупки или их представителей обеспечивается возможность присутствия в момент вскрытия.
5.Заявки оцениваются по параметрам, прописанным в КД (максимум – в течение 20 дней после вскрытия). Участник, заявка которого в наибольшей степени соответствует требованиям, получает первый номер. Результаты также вносятся в протокол, который публикуется в ЕИС.
6.Последний этап – это заключение контракта. Перед подписанием в него вносятся условия, которые были выдвинуты победителем. При некоторых обстоятельствах стороны могут отказаться от его заключения.
Взвесим плюсы и минусы
Как и любая закупочная процедура, открытый конкурс обладает некоторыми преимуществами и ограничениями. Рассмотрим обе стороны этой медали.
Достоинства:
- Ценовой параметр является не главным, учитываются и квалификации участника. Это дает большие возможности для заключения сделки опытным организациям.
- Возможности есть и у молодых компаний, которые могут предложить уникальное решение проблемы заказчика.
- С точки зрения заказчика, организация открытого конкурса упрощается тем, что часть полномочий можно передать специалистам.
- По итогам исполнения контракта можно получить наиболее качественные товары и услуги.
Ограничения:
- В сравнении с некоторыми формами (аукцион, запрос котировок) конкурс можно назвать более сложным видом закупочной процедуры.
- Конкурс имеет большую продолжительность.
- Решения комиссии зачастую вызывают несогласие со стороны участников.
-
Ошибки, допущенные в конкурсной документации, могут стать фатальными для всей процедуры.
Подводя общую черту, скажем, что, несмотря на всю сложность и многоэтапность процедуры открытого конкурса, такая форма по-прежнему остается одной из приоритетных для заказчиков. Главная причина состоит в том, что конкурс дает возможность заранее ознакомиться с квалификацией поставщика и оценить качество его предложения.