Банковская гарантия используется в бизнесе для подтверждения выполнения обязательств по договору. Когда кредитор не уверен в платежеспособности заемщика, заемщик может обратиться в банк с просьбой о поручении. Та же процедура возможна и в процессе закупки, когда банк дает гарантию того, что поставщик выполнит свои обязательства по контракту.
Более конкретно, гарантия подтверждает, что если поставщик не будет иметь возможности обеспечить исполнение заказа, компенсацию заказчику выплатит организация-поручитель. Это значительно снижает риски проведения торгов для заказчика, ведь в случае неисполнения заказа он получит от банка до 30% максимальной цены контракта. Банковская гарантия всегда оформляется в письменном виде.
Участники банковской гарантии
Процедура предоставления банковской гарантии регулируется одновременно гражданским законодательством и банковскими законами, поскольку является и сделкой, и банковской операцией. В процессе оформления гарантии задействованы следующие лица:
- Принципал – это сам должник, то есть субъект, нуждающийся в поручении;
- Бенефициар – заказчик, в пользу которого банк обязуется обеспечить выплаты;
- Гарант – банк, страховая или кредитная компания, которая выдает письменное заверение в выполнении обязательств по договору.
Получение банковской гарантии идет по следующей схеме: поставщик представляет необходимые документы и заключает договор с гарантом, в котором оговаривается исполнение обязательств перед заказчиком. Гарант, в свою очередь, выдвигает свои условия, и за заключение сделки получает вознаграждение.
Обратите внимание, что гарантами могут быть только финансовые учреждения, включенные в утвержденный список Министерства финансов РФ. Если вы хотите обратиться к банку, в котором у вас открыт расчетный счет, проверьте его наличие в этом списке.
Документы для получения банковской гарантии
Требования к составу пакета документов для получения банковской гарантии могут отличаться в зависимости от условий конкретной организации, выступающей в роли гаранта, и основания денежного обязательства. В перечень обязательных документов входят
- учредительные документы (ИНН, ОГРН, Устав);
- документы, свидетельствующие об открытии расчетного счета в данной организации или банке;
- обеспечение и залог;
- могут потребоваться, сведения об аукционе, конкурсная документация или протокол
- документация по финансовой отчетности компании за определенный период времени (чаще всего – год) со всеми необходимыми пометками налоговой службы.
Вероятность одобрения заявки на получение банковской гарантии во многом зависит от того, насколько полный пакет документов вы предоставили. Это связано с тем, что организация-гарант должна иметь правильное представление о финансовом состоянии должника.
Стоимость банковской гарантии
Стоимость предоставления банковской гарантии обговаривается в индивидуальном порядке. Есть несколько факторов, оказывающих влияние на стоимость:
- срок действия;
- степень риска платежа по гарантии;
- качество обеспечения регрессных требований банка к клиенту.
Сроки получения
Рассмотрение заявки и выдача гарантии в сумме может занять время в промежутке от 3 дней до 3 недель. Именно поэтому участникам торгов следует заранее позаботиться о решении этого вопроса.