Инитпро | тендеры

07.11.2018

Законы о тендерах: основные понятия

В этой статье разберем, чем отличаются закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также определим базовые термины, которые понадобятся каждому участнику торгов.

Законодательная база для тендеров

Закупки регулируются Конституцией РФ, Гражданским и Бюджетным кодексами РФ, законом о контрактной системе 44-ФЗ и законом о закупках 223-ФЗ. Оборонный заказ проводится с учетом положений 275-ФЗ.
Правительство РФ, Президент РФ, Министерство Финансов РФ, госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом», органы власти субъектов федерации и муниципалитетов также принимают правовые акты, касающиеся закупок, на своем уровне.
Главное различие 44-ФЗ и 223-ФЗ состоит в статусе заказчика. В первом случае – это государственные органы и муниципалитеты, закупающие товары, работы и услуги на бюджетные средства. Во втором случае заказчики - госкорпорации с долей участия Российской Федерации больше 50% , естественные монополии, дочерние предприятия этих организаций.
Больше информации о разнице законов о тендерах в нашей отдельной статье.

Регулирующие и контролирующие органы

На уровне государства регулирует закупки Министерство финансов РФ. Ведомство реализует государственную политику в этой области, выполняет мониторинг и помогает заказчикам методологически.
Контролирует сферу торгов Федеральная антимонопольная служба. Территориальные подразделения рассматривают жалобы на заказчиков, а центральный аппарат – на электронные площадки.

Основные понятия закона о контрактной системе

Единая информационная система

Чтобы заказчик и поставщик заключили контракт, им необходимо встретиться. Площадка должна соответствовать базовым принципам: свободному и безвозмездному доступу к сведениям о закупках, открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции.
Эту функцию выполняет Единая информационная система.
Сайт содержит информацию о закупках, которые проводятся по правилам 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В ЕИС размещены:
Кроме этого, в ЕИС ведется:
Сведения общедоступны и бесплатны.

Национальный режим

По общему правилу закон устанавливает запрет или ограничения на закупку товаров из-за рубежа, оказание услуг или выполнение работ иностранными гражданами. Однако в некоторых ситуациях иностранные участники допускаются к торгам, например, когда альтернативы товару или услуге в России просто нет. В таком случае заказчик обосновывает решение допустить к торгам иностранные компании и установить национальный режим.
Этой теме посвящена отдельная статья.

Планы закупок

При планировании торгов закон разделяет два понятия:
Оба этих документа в обязательном порядке разрабатываются организацией-заказчиком, утверждаются руководителем и размещаются в ЕИС, кроме тех тендеров, которые содержат государственную тайну.
План закупок разрабатывается на 3 года и отражает потребности учреждения, необходимые для выполнения задач.
План включает информацию о каждой закупке:
Планы-графики создаются на год на основе планов закупок и конкретизируют их. В планах-графиках уже указано точное наименование предмета закупки и способ определения поставщика, НМЦ, размер обеспечения заявки и исполнения контракта.
При формировании плана закупок заказчик обосновывает выбор товаров, работ или услуг, а при формировании плана-графика начальную (максимальную) цену контракта и способ определения поставщика.
Полезная информация о планах-графиках в нашей отдельной статье.

Нормирование закупок

Чтобы чиновники не приобретали предметы роскоши за бюджетные деньги, законом установлено нормирование. Правительство устанавливает общие правила и требования, а ведомства разрабатывают подробные перечни товаров и услуг и предельные цены на них. Утвержденные списки публикуются в Единой информационной системе.

Начальная (максимальная) цена

Это та цена, выше которой заказчик не готов платить за объект закупки. Она может только снижаться в ходе торгов.
НМЦ обосновывается заказчиком и рассчитывается способом, указанным в законе:
1.      Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Определяя цену таким образом, заказчик сравнивает предложения на рынке на идентичные или однородные товары, услуги или работы. При необходимости применяются корректирующие коэффициенты или индексы.
2.      Нормативный метод связан с нормированием закупок. Нельзя установить НМЦ выше предельной суммы по нормативам.
3.      Тарифный метод применяется, если на товары, услуги или работы введены тарифы на государственном или муниципальном уровне.
4.       Проектно-сметный метод используется при расчете цены на проектирование, строительство, реставрацию.
5.       Затратный метод – этот способ определения цены используется только если нельзя применить другие методы. 
В этом случае НМЦ включает две части:
Если нельзя определить цену перечисленными способами, то заказчик вправе применить иной метод, использование которого он обосновывает.
Подробнее о НМЦ читайте в отдельной статье.

Основные понятия в законе о закупках (223-ФЗ)

Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц меньше по объему закона о контрактной системе и не содержит подробного описания действий участников торгов.
Правовой основой для участников торгов, наряду с нормативными актами, закон называет положение о закупках. Этот документ устанавливает правила проведения тендеров заказчиком, в нем подробно описывается процедура подготовки и проведения торгов, способы определения поставщика.
Для бюджетных организаций утверждается типовое положение о закупках по 223-ФЗ.
Сложность для поставщиков-новичков состоит в необходимости изучения положения о закупке каждого заинтересовавшего заказчика, поскольку закон содержит лишь общие понятия и не регламентирует действия заказчика так жестко, как 44-ФЗ.
Тем не менее, чтобы не проиграть тендер важно заранее прочитать закупочную документацию, возможно, заказчик предъявляет дополнительные требования к поставщикам.
Положение о закупках публикуется на сайте Единой Информационной системы, размещается на сайте организации или других ресурсах.
Еще статьи по этой теме:

Возможно, вам будет интересно: