К полномочиям Федеральной антимонопольной службы, помимо всего прочего, относится контроль над сферой закупок товаров, услуг и работ. Действительно, в процессе торгов права участников нередко нарушаются заказчиками, что проявляется в необоснованном отклонении заявок, выдвижении незаконных требований или ограничении конкуренции. Это происходит либо по причине незнания заказчиком законодательства, либо намеренного ограничения действий участников в своих интересах. В таких случаях жалобы в ФАС являются незаменимым инструментом восстановления прав участников.

Основания для подачи жалобы

Поскольку важнейшим параметром рассмотрения жалобы, а затем признания ее обоснованной или необоснованной является основание для жалобы, заявителям следует внимательно продумать содержание этого пункта. Согласно действующему законодательству, в качестве основания для подачи жалобы в ФАС могут быть указаны следующие:
  • Отсутствие размещенной информации о закупке в Единой информационной системе, о вносимых в нее изменениях или нарушение сроков размещения;
  • Требование к участникам закупки о предоставлении документов, не прописанных в конкурсной документации;
  • Проведение закупок по 44-ФЗ (для государственных и муниципальных нужд) при отсутствии размещенной информации о них в Единой информационной системе;
  • Отсутствие в Единой информационной системе информации об объемах годовых закупок заказчика у субъектов малого и среднего предпринимательства, или размещение недостоверной информации.

Как правильно оформить жалобу

Жалоба может быть отклонена ФАС по формальным признакам, если она не соответствует требованиям законодательства. Вот перечень сведений, которые должна содержать жалоба:
  1.  Полные контактные данные заказчика, организатора, оператора ЭТП или комиссии, действия которых обжалуются;
  2.  Название контрольного органа, куда направляется жалоба, с полными контактными данными;
  3.  Контактные данные заявителя;
  4.  Указание на обжалуемые торги, на адрес сайта, если размещение их в сети Интернет прописано в законодательстве;
  5.  Указание на обжалуемые действия или бездействия субъекта;
  6.  Основание для жалобы и доводы;
  7.  Документы, подтверждающие указанные доводы.

В какой форме подается жалоба?

Жалоба в ФАС может быть подана в бумажном виде лично в отделение ФАС, отправлена по почте, факсом, или по электронной почте.
Однако, как показала практика, жалоба, поданная через электронную почту, должна быть подтверждена электронной подписью. Заранее уточните в отделении антимонопольной службы, принимают ли они жалобы на электронную почту.

В каких случаях ФАС вернет жалобу

Антимонопольный орган возвращает жалобу без рассмотрения в следующих случаях:
  • Жалоба не соответствует требованиям закона (при составлении документа, учтите положения п.8 ст.105 44-ФЗ);
  • Отсутствует подпись заявителя или уполномоченного лица;
  • Отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу;
  • Пропущен срок подачи жалобы;
  • ФАС или суд уже приняли решение по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика или ЭТП.
Если причины возвращения жалобы устранимые (например, отсутствие подписи или ошибки в оформлении), то заявитель вправе повторно подать исправленный документ.

Каковы сроки подачи жалобы?

В зависимости от субъекта торгов, действия которого обжалуются заявителем, сроки подачи жалобы могут отличаться. 

                 Наименование жалобы
                            Срок
Жалоба на действия организатора
В течение 10 дней со дня подведения итогов торгов
Жалоба на действия организатора, если договор не заключен
В течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов
Жалоба на действия/бездействия ЭТП, связанные с аккредитацией участника на ЭТП
В течение 30 дней со дня совершения обжалуемых действий/бездействий

Сроки рассмотрения жалобы антимонопольной службой

При получении жалобы ФАС сначала рассматривает ее по формальному признаку, то есть специалисты проверяют, соответствует ли оформление документа обязательным требованиям, не пропущены ли сроки подачи и не рассматривалась ли подобная жалоба службой или судом.
Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с момента ее поступления в антимонопольный орган.
Если жалоба принята к рассмотрению по существу, то ее в течение 2 рабочих дней публикуют в ЕИС.
Рассмотреть жалобу по существу и принять по ней решение ФАС должен не позднее 5 рабочих дней с момента ее получения службой.
В течение трех рабочих дней с момента принятия решения, его копия направляется заявителю.
Обжаловать решение можно в суде не позднее 3 месяцев с момента его принятия.