Ветеринарная система «Меркурий»: что нужно знать

15-08-2018 14:39
Одним из многочисленных июльских нововведений стал полномасштабный переход на работу в системе «Меркурий» с 1 июля 2018 года.
Каждый из нас слышал об ЕГАИС – программе, позволяющей отследить путь каждой бутылки алкоголя от производителя до покупателя.
Создание Меркурия преследовало аналогичную цель - проследить путь продукта от завода до прилавка и снизить фальсификат до нуля. Только речь идет не об алкоголе, а о тех товарах, которые сопровождаются ветеринарными справками: мясо, рыба, птица, молоко и т д.

Как понять, нужно ли вам работать в этой программе?

Новые правила коснутся не только производителей и оптовиков, но и всех торговых точек, имеющих дело с товарами животного происхождения: розничные магазины, кафе, рестораны, пекарни и т.д., а также перевозчиков такой продукции.
Список подконтрольной продукции довольно обширный:
  • живые животные;
  • мясо, рыба, птица, яйца и продукция из них;
  • молоко и молочная продукция;
  • корма для животных.
Это далеко не полный перечень. Проверить, входит ли товар, с которым вы работаете, в список можно в Приказе Минсельхоза РФ от 18.12.2016 №648 (с учетом изменений, внесенных Приказом от 27.06.2018 N 251).
Все, кто продает, производит или перевозит продукты, упомянутые в этом приказе, и раньше получал ветсправки на бланках, должен зарегистрироваться в системе «Меркурий» и с 1 июля 2018 года полностью перейти на электронный документооборот.

Как работает программа

Ветсправки выписываются на каждом этапе, начиная с ввоза импортного товара на границе или производства сырья в РФ.
Далее документы создаются при любом перемещении продукции или смене собственника, даже если фактически товар не перемещался.
Следующий документ создается только на основе предыдущего, таким образом, формируется цепочка ВСД, по которой можно отследить весь путь молока или мяса.
При получении подконтрольных продуктов розничная точка или ресторан не оформляет документы в программе, а лишь «гасит» ВСД (то есть подтверждает получение), но сделать это нужно обязательно в течение одного рабочего дня с момента получения товара. Сотрудник организации должен иметь права гашения сертификатов. Это необходимо предусмотреть при оформлении доступа к программе.
Если магазин или кафе не зарегистрированы в системе, то с июля 2018 года легально поставить им мясо или рыбу не получится.

Как зарегистрироваться в системе Меркурий

Регистрация в системе «Меркурий»» довольно простая. Сделать это можно двумя способами:
  • на сайте, получив доступ к учетной записи. Этот способ не требует никаких вложений, покупки дополнительного ПО или оборудования. Так работать удобно, если объем ВСД в компании невелик, так как информацию в программу придется вносить вручную.
  • Использовать  API-интерфейс. Этот способ подойдет для крупных компаний и заводов, где интеграция с учетной системой предприятия для выписки нескольких тысяч документов в день просто необходима.
Для получения доступа  нужно выполнить следующие действия:
  • Заполнить заявление в Территориальное Управление  Россельхознадзора (контакты можно посмотреть здесь).  Обратите внимание, что для  индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрены разные формы  бланков.
  • Отправить заявление по почте, привезти лично, или направить заявление в электронном виде, заверив его ЭЦП.
В ТУ Россельхознадзора зарегистрируют ваши площадки (места производства, переработки, хранения, реализации) и предоставят логин и пароль для доступа в программу. В заявлении нужно указать информацию о сотруднике, который будет иметь права администратора и сможет предоставлять доступ другим работникам.

Штрафы 

Штрафы за оборот животных и товаров животного происхождения без необходимых документов предусмотрены статьей 10.8 Кодекса об административных правонарушениях.
Отсутствие сопроводительных документов при переработке, хранении, продаже товара наказывается штрафом от трех до пяти тысяч рублей для ИП и должностных лиц, и от 10 до 20 тысяч рублей для организаций.
Перевозка животных и продуктов животноводства без документов карается значительно строже: индивидуальные предприниматели и должностные лица заплатят от 30 до 40 тысяч рублей, а организации уже от 300-500 тысяч рублей.

Подписаться
на новости